Многие граждане, которые брали кредит, а в последствии не справлялись с ежемесячными обязательствами сталкивались с сотрудниками отделов по возврату просроченной задолженности и с коллекторами. Причем общение с коллекторами почти всегда оставляет неприятный осадок, т.к. манера общения с представителями подобных агентств практически всегда сводится к угрозам.
В каких случаях банки передаю Ваш просроченный долг коллекторам?
Услуги коллекторов, являются «недешевым удовольствием» для банка, т.к. банку достается всего 50 и менее % от взысканной коллекторами просроченной задолженности. Поэтому:
- при просрочке продолжительностью до 60-90 дней банк проводит работы с клиентом и пытается побудить его погасить просрочку собственными силами;
- при сумме кредита до 20 000 руб. банк вообще может не принимать ни каких мер (кроме как телефонных звонков заемщику) связанных с возвратом просрочки, т.к. это не рентабельно (отвлечение человеческих и других ресурсов будет стоить дороже чем получаемый результат. По таким суммам кредита у заемщика больше шансов дождаться истечения срока исковой давности и спать спокойно);
- с задолженностью, превышающую 300 000 руб. банк также предпочитает работать самостоятельно, при необходимости взыскивая её в судебном порядке – это рентабельно.
Таким образом, банки предпочитают (продавать задолженность) передавать работу по взысканию просроченной задолженности коллекторам отвечающую следующим критериям:
- продолжительность просрочки превышает 60-90 дней;
- сумма просрочки составляет от 20 000 до 300 000 руб.
Методы работы коллекторов сводятся к запугиванию, морально-психологическому давлению на клиента, различного рода угрозам. В действительности деятельность коллекторов регулируется законодательством, и не о каком физическом насилии речь идти не может!
Проблемой Вашей задолженности занялись коллекторы. Что делать?
В данной ситуации желательно прибегнуть к помощи юриста, лучше всего нанять адвоката. В дальнейшем все звонки, поступающие от коллекторов переадресовывать своему адвокату. Все взаимодействия с коллекторами организовывать только в присутствии адвоката.
Как строить разговор с коллекторами по телефону?
- Сотрудники коллекторских агентств, в соответствии с законом, не имеют права названивать вашим родственникам, знакомым, соседям и распространять о Вас какую бы то ни было информацию. Тем более ни имеют права врываться к Вам домой.
- Если противоправные действия со стороны коллекторов имеют место быть, смело обращайтесь в полицию (желательно подкрепить свое заявление доказательствами: аудиозаписи, телефонных разговоров, свидетельства родственников/знакомых).
- Если коллекторы угрожают привлечением Вас к уголовной ответственности – это «чистой воды блеф», к уголовной ответственности Вы привлечены быть не можете. (Конечно, если Вы оформляя кредит не предоставляли в банк фальсифицированных/поддельных документов – данное деяние является уголовно наказуемым!).
- Большинство сотрудников коллекторских агентств, мало эрудированны в плане знания закона. Если Вы хорошо ориентируетесь в своих правах, Вам не составит труда «поставить коллектора не место».
О чем нужно знать при общении с коллектором.
- Отвечать на телефонные звонки, только если определился номер звонящего. Спрашивать у звонящего его ФИО, название организации/подразделение и должность) и только после этого продолжать разговор.
- Записывать и предупреждать звонящего о том, что Ваш телефонный разговор записывается – это заставит звонящего коллектора общаться в более вежливой форме.
- Затребовать от коллектора выслать Вам документ, дающий им право осуществлять работу по взысканию именно с Вас просроченной задолженности (как правило, доверенность либо агентский договор).
В заключение. Если уж все таки Вам приходится общаться с коллекторами и дело, скорее всего, дойдет до суда, лучше всего подготовиться к судебному процессу, собрав доказательную базу в свою ползу (распечатки телефонных звонков, записи разговоров, свидетельствующие о неправомерных действиях коллекторов), возможные ошибки в кредитном договоре и других документах из кредитного досье.